В основе создания световой архитектуры города и архитектурных ансамблей лежат законы масштабности, тектоники, ритма и метра дневной архитектуры. Архитектурная подсветка не противопоставляется дневной и основывается на общей планировочной структуре города. На основе анализа исходных данных разрабатывается проект архитектурного освещения города.
Свободная планировка микрорайонов, комплексное проектирование площадей, улиц, большое архитектурное значение внутриквартальных пространств, наличие общественных и торговых центров в микрорайонах и, наконец, стремление связать город в единый организм придает проблеме освещения особое значение в современном градостроительстве.
Архитектурное освещение главных площадей города следует осуществлять на основе предварительно разработанных и утверждаемых в АПУ проектов, учитывающие исторические, природные и архитектурные особенности.
Как правило, световая архитектура сохраняет архитектурно-пространственную композицию площади, акцентирует её значение в архитектуре города; это обеспечивается соответствующим уровнем и распределением яркостей самой площади и окружающих её зданий.
По характеру световой архитектуры различают:
- площади со сплошной периметральной застройкой; их рекомендуется освещать приемом заливающего света в комбинации с локальным светом и светом, проходящим через окна.
- площади, имеющие четко выраженный главный архитектурный объем (доминанту). В вечернее время свет, как правило, выявляет архитектуру главного здания;
- площади, не представляющие архитектурно-художественной ценности, но имеющие большое транспортное значение; в этом случае световой акцент переностится на архитектуру осветительных установок ( опор, подвесов, кронштейнов, самих архитектурных светильников) либо малых форм и световую рекламу, которая проектируется как часть архитектуры площади.
Проект архитектурного освещения улиц разрабатывается с учетом их общественного значения и особенностей общей планировочной структуры города.
Световая архитектура улиц создается совокупностью следующих средств:
- подсвечиванием опорных общественных , административных и торговых зданий;
- светом, проходящим через остекление фасадов;
- подсвечиванием входов в общественные здания, отели, рестораны, жилые дома, магазины;
- светящимися малыми архитектурными формами и указателями, располагаемыми на перекрестках улиц;
- фонарями уличного освещении, образующими метричесоке членение улицы по её длине;
- витринами магазинов;
- наружной световой рекламой.
Современным примером световой архитектуры улицы может служить Новый Арбат и Кутузовский проспект в Москве
На размеры, пропорции, рисунок опор и кронштейнов для подвеса светильников оказывает влияние расположение проезжей и пешеходной зон улицы, её масштаб и озеленение. Применяющиеся осветительные приборы ( на опорах, подвесные, встроенные) обеспечивают нормируемые яркости на проезжей и пешеходной зонах, а также на фасадах зданий. Схема расположения опор, их ритм, высота и форма, равно как и спектральный состав излучаемого света, должны удовлетворять не только функциональным, но и архитектурным требованиям.
Узкие улицы ( шириной до 20 м) с периметральной застройкой целесообразно освещать осветительными приборами, подвешенными к тросам, а также приборами встроенного типа ( на кронштейнах и др.). При свободной застройке жилых кварталов освещение монтируется на опорах.
При проектировании освещения городских магистралей различают следующие их виды, которые определяют выбор осветительных установок:
- скоростные дороги, обеспечивающие в пределах города скорость движения порядка 70-90 км/ч;
- магистральные дороги общегородского значения;
- магистральные дороги районного значения.
Для освещения скоростных дорог с тремя лентами движения в каждом направлении и разделительной полосой не менее 4 м опоры располагают в разделительной зоне. Огни на таких дорогах должны создавать четкую, хорошо различимую линию, определяющую направление дороги на большом расстоянии впереди. С архитектурной точки зрения надо отдавать предпочтение высоким мачтам ( Н=10-12 м), расположенным с интервалом от 3 до 4 Н. Повороты должны быть освещены так, чтобы издалека были видны направление и характер поворота; на этих участках целесообразно уменьшать шаг между опорами, создавать боле высокую освещенность. Точно так же освещение пересечений должно быть более интенсивным по сравнению с другими участками магистрали; целесообразно выделять их цветными источниками света.
Освещение развязок должно быть равномерным и интенсивным; здесь рисунок опор и их расположение особенно важны с точки зрения световой архитектуры города.