Современный город. Он не только многообразный комплекс зданий, тенистых бульваров, скверов, радующих глаз разнообразием красок. Город ещё и своего рода воспитатель, активно участвующий в формировании эстетических вкусов людей. Улицы и площади города непрерывно ведут диалог с его жителями языком информации и рекламы.
Праздничное световое убранство каждого города имеет свои характерные особенности. Современная осветительная аппаратура, газоразрядные лампы, газосветные трубки самой сложной конфигурации, система автоматики позволяют создавать оригинальные, выразительные световые панно, иллюминированные конструкции и орнаменты, световые рекламные вывески и т.д.
Существующие принципы градостроительной практики обеспечивают органическое взаимодействие светового художественного оформления с архитектурными ансамблями и создают возможность многообразия композиционных решений в различной цветовой и световой гамме.
Достигаемый синтез световых установок и объектов световой наружной рекламы формирует неповторимый облик города, способствует превращению города в центр экономической, политической и духовной жизни.
Практика светового художественного оформления города получает всё большее распространение. Исчезает однообразие, появляются интересные и оригинальные архитектурно-художественные элементы, являющиеся эффективным и действенным элементом украшения и рекламы.
Гирлянды, световые консоли и перетяжки, декоративная подсветка, световые фейерверки- всё это создает в городе торжественную, праздничную атмосферу. Но не только в праздник- каждый день встречаемся мы со своим городом. Причем большая часть времени, которое мы проводим на его улицах, приходится на вечерние часы, когда улицы и площади погружаются в сумерки и облик города скрыт от нас. Вот здесь и приходит на помощь искусственное декоративное освещение. Его движение, переливы и переходы невольно заставляют остановиться, обратить внимание на световое оформление улиц, найти в нем какую-то последовательность. А свет постоянно в движении: он использует все новые краски, пишет тексты, рисует картины, подчеркивает, выделяет из окружающего пространства символы, знаки, усиливает смысловой акцент сказанного, активизирует внимание.
В последнее время повсеместно разрабатываются и успешно претворяются в жизнь единые комплексные перспективные планы художественного оформления, где учитываются особенности исторического развития того или иного района города и своеобразие градостроительных решений. К разработке этих планов обычно привлекаются дизайнеры, архитекторы, конструкторы. С их помощью определяется тематика, рассматриваются эскизные проекты, места размещения установок декоративного и праздничного освещения. В подавляющем большинстве случаев светотехнические установки размещают на основных коммуникациях: главных площадях, проспектах и улицах. Предпочтение отдается доминирующим высотным зданиям, что обеспечивает большую зону действия размещенных на них светотехнических установок. Важно также при планировании светового оформления изучить и принять во внимание движение наземного транспорта и основных потоков пешеходов. Необходимо продумать и эмоциональный ритм, с которым будут восприниматься элементы декоративного и архитектурного освещения. Если расположить их без системы, привязывая лишь к домам, эффект будет случайным, незначительным. К такому же результату приводит практика размещения световых средств без композиционной увязки с произведениями монументального искусства и декоративного оформления. Такие отдельно стоящие световые установки также не имеют логической завершенности, цельности. Световые декоративные установки желательно использовать с определенной повторяемостью, ритмом, что создает впечатление законченности, целенаправленности.
Рис. Световые консоли на опорах освещения
Таким образом, декоративное праздничное оформление (световые консоли и перетяжки, светодинамические панно и т.д.) гармонически включаются в сложившуюся градостроительную структуру города и определяет идейно-художественный облик той или иной магистрали или улицы, того или иного микрорайона.
Создание каждой световой конструкции требует немалых средств, точной инженерной основы, работы большого отряда высококвалифицированных специалистов.