+7 (962) 934-44-16

  Главная » Светотехника » Статьи » Подсветка монументов и памятников
Пятница, 15 Дек 2017

Подсветка монументов и памятников

Вечернее освещение монументов является интереснейшей областью световой архитектуры.

Днем положение памятника по отношению к солнцу является определяющим. Но города строятся раньше, чем памятники, и сложившаяся планировка подчас оказывается не выгодной для скульптуры. Городской антураж, как правило, является слишком дробным и неспокойным фоном для памятника.

Вечером проблема невыгодной ориентации памятника по отношению к свету, разумеется отсутствует. Когда город отступает в темноту, памятник воспринимается на более спокойном фоне.

Эти два обстоятельства, казалось бы, должны были привлечь внимание скульпторов к проблеме вечернего освещения. Тем не менее, очень трудно найти примеры, где искусственный свет стал частью скульптурной композиции; в лучшем случае скульптура «подсвечивается», в худшем «исчезает» с наступлением темноты. Так же, как у архитектора, творческие поиски скульптора ограничены обычно мыслями о естественном освещении.

Есть еще одно преимущество у вечернего освещения- динамика.

В Лувре на одной из главных лестниц музея динамическим светом освещена статуя Ники. Она кажется ожившей. Незаметно изменяются сила, направление и цветность света - изменяется форма, размеры и контраст светотени. Когда то такое освещение музейного экспоната считалось кощунственным, теперь оно привлекает всеобщее внимание. Есть старый фильм о Микеланджело. Действующие лица в нем - скульптуры, «ожившие» благодаря световой динамике. «Оживает» подсвеченная из воды скульптура фонтанов из-за постоянно меняющейся игры света. Идея динамики освещения монумента и сейчас может показаться некоторым сомнительной. Но ведь естественный свет, по существу, динамичен, это вечно меняющийся «живой» свет! Что касается монументальных ансамблей, то сейчас уже никто не оспаривает необходимость их светового решения в вечернее время.

Способ освещения памятников выбирается в соответствии с их художественным обликом и замыслом автора. Необходимо освещать весь объем памятника. При этом, в первую очередь, следует определить наилучшее направление света, обеспечивающее оптимальное распределение светотени и  портретное сходство. Величины освещенности выбирают в зависимости от световых характеристик материала и яркости фона, на котором виден памятник, а также от расстояния, с которого он обычно просматривается.

При проектировании освещения памятников и монументов наряду с современными светотехническими программными продуктами   лучше всего использовать модели, которые всегда имеются в распоряжении скульптора и архитектора.

По результатам исследования модели определяют требования к искусственному освещению, а именно:

  • Уровень светового фона на площади или улице от окружающих источников света (витрин, фонарей, окон жилых зданий  и т.д.);
  • Фон, на который проектируется монумент (здание, небо);
  • Светотехнические свойства материалов пьедестала, статуи, примыкающей территории (коэффициент отражения, фактура, коэффициент яркости и др.)
  • Необходимая светлота (кажущаяся яркость) и её соотношения на разных поверхностях монумента.

 

В соответствии с условиями адаптации выбираются величины освещенностей, определяется необходимое количество осветительных приборов и их расположение относительно монумента.

На практике, однако, ограничиваются соблюдением рекомендуемых уровней средней освещенности в главной вертикальной плоскости монумента. Табл. 1

 

 

Материал

Коэф-т отражения

Средняя освещенность в лк при яркости фона

Малой <1 нт

Средней

1-5 нт

Большой >5 нт

Гипс, светлый мрамор

0,6

30

50

75

Бетон светло-серый

0,45-0,5

75

85

100

Гранит, бетон и мрамор серые

0,3-0,45

100

125

150

Гранит и мрамор темные

0,15-0,3

150

175

200

Лабрадор, чугун

0,15

200

250

300

Табл. 1 Средняя освещенность памятников и монументов (по данным ВНИСИ)