Для того, чтобы оценить прочность рекламной конструкции, необходимо найти в интересующем элементе конструкции действующее напряжение и сравнить его с допускаемым. В растянутом - на растяжение, в сжатом - на устойчивость и гибкость, а элемент, подверженный многократному нагружению, проверить на долговечность и т.д. Неплохо также оценить жесткость конструкции - вдруг при деформации от какой-либо нагрузки перестанет работать механизм вращения или замкнет проводка.
Вопросы механики разрушения и остаточной прочности опускаем, хотя и они бывают небесполезны при выявлении фактов падения вывески.Действующие и допускаемые напряжения зависят от многих факторов. Это и применяемый материал, и конструктивные решения, и факторы воздействия, и оборудование, где это всё производится, и технологии и, конечно же, люди, точнее их квалификация.Ясно, что обеспечение прочности задача комплексная, которую постоянно приходится решать на всех этапах создания и эксплуатации рекламной вывески.
Чисто качественно весь цикл работы над заказом (имеется в виду достаточно серьезным) можно разбить на следующие этапы:
- - Изготовление на производстве Исполнителя
- - Монтаж на объекте Заказчика
- - Обслуживание в эксплуатации.
Опыт показывает, что с прочностью и долговечностью у Исполнителя не будет никаких проблем, если честно будут отработаны упомянутые этапы, в себя включающие:
а) этап изготовления:
- - Разработка дизайн-проекта;
- - Разработка основной конструкторской идеи (вывеска, щит, крышная установка и т.д.)
- - Нормирование нагрузок
- - Проведение основных проектировочных (силовых) расчетов;
- - Выбор основных конструкционных материалов;
- - Создание эскизного проекта;
- - Выпуск рабочих эскизов и чертежей;
- - Собственно изготовление силовых конструктивных элементов и сборка комплекса;
- - Проведение детальных расчетов прочности элементов силовой конструкции;
б) этап монтажа:
- - Доставка на объект;
- - Вид монтажа;
- - Способ монтажа и крепления
- - Проведение детальных расчетов прочности элементов крепления конструкции;
в) этап эксплуатации:
- - Оценка долговечности конструкции и, в соответствии с заявленным сроком эксплуатации, назначение периодичности осмотров и обслуживания.
Итак, дизайн-проект создан, идея исполнения вывески разработана, встает вопрос внешних воздействий.
Ситуация с нагрузками довольно многоплановая и неоднозначная. И помимо статических механических нагрузок (от собственного веса, снега, наледи), статических температурных (из-за неравномерного нагрева или разности коэффициентов температурного расширения), действуют нагрузки динамические (например, порыв ветра), вибрационные (от проходящих рядом трамваев и поездов).
Попытки подвести под производство сложных рекламных конструкций какую-либо формальную нормативную базу (а именно: нагрузки и воздействия, принципы проектирования, нормированные запасы прочности) успехом не увенчались, так как таковых документов на государственном уровне не существует. Предложение принять строительные ГОСТы и СниПы - разумное и требует среди производителей наружной рекламы обсуждения с целью: во-первых, отсечь не нужное, во-вторых, оставить необходимое, чтобы, в-третьих, при защите проекта в инспектирующих инстанциях иметь четко определенную нормативную базу, необходимую и достаточную.
На сегодняшний день настольной книгой, нормирующей нагрузки, являются СНиП 2.01.07-85. «Нагрузки и воздействия». В ней достаточно подробно расписаны нагрузки от ветра, снега, наледи, веса собственно конструкции и т.п. применительно к регионам России.
Полезно также ознакомиться со следующими изданиями:
- - СНиП 11-23-81. «Стальные конструкции»
- - СНиП 2.03.11-85 «Защита от коррозии»
- - СНиП 2.04.03-85 «Алюминиевые конструкции»
- - СНиП 2.03.01.84 «Железобетонные конструкции»
Инструментом проведения проектировочных и детальных расчетов является пакет прикладных сертифицированных программ. Наличие такого математического обеспечения и высокий уровень квалификации специалистов позволяет достаточно точно моделировать поведение конструкции от произвольного внешнего воздействия, имитировать поломку и выход из строя любого силового элемента.
Следующим весьма немаловажным фактором является качество материалов, из которых изготавливается наружная реклама. Это сказывается на пределе прочности, модуле упругости и т.д.
Ну и завершает цепочку- качество выполняемых работ, которое в основном зависит от оснащенности производства и квалификации работников. Клепка с шагом полметра, шлак вместо сварного шва, китайские саморезы из кастрюльной стали. Надо ли все перечислять..